Поразительные надежность, выносливость и работоспособность карьерные самосвалы БЕЛАЗ показали и продолжают показывать в самых тяжелых условиях. Они считаются самый безотказной техникой, перевозя грузы в жарких странах, где столбик термометра не опускается отметки ниже +40 °С. А также их можно встретить преодолевшими вековые снежные заносы в Заполярье, где температура –45 °С считается «летней». А ведь любой другой автомобиль в такой мороз даже запустить не получится.
Ценится эта машина-шедевр, собранная руками жодинских машиностроителей, не только за свое техническое совершенство.
В январе 2014 года компания ОАО «БЕЛАЗ» (BELAZ) получила сразу два сертификата от Guinness World Records, которая администрирует всемирно известную Книгу рекордов Гиннесса, получила сразу два сертификата, указывающих на присуждение белорусскому карьерному самосвалу сразу двух «чемпионских» званий:
- За достижение рекорда по грузоподъемности – почти миллион фунтов или 450 метрических тонн.
- За достижение рекорда по вместимости кузова, в который помещается более 650 кубометров.
При этом сам факт можно отнести к третьему, пусть и неофициальному рекорду. Ведь гигант «БЕЛАЗ» стал первым из грузовиков в автомобильной номинации мирового сборника.
Этот факт мы приводим не зря, ведь именно из-за столь внушительных размеров и пользуется спросом самый большой карьерный самосвал в мире.
На что способен белорусский «крепыш»?
Представьте себе, что только с одного карьера Кузбасса может добыть до 3-х сотен платформ угля, формируя длинные железнодорожные составы. Но чтобы добыть твердое топливо нужно удалить из зоны добычи до 100 тысяч тонн пустой породы. И в этом случае размеры самосвала, работающего на карьерном маршруте, становятся решающими. Вывезти максимально много груза, но потратить на это меньше топлива, времени, а также задействовав меньше персонала.
Поэтому огромный «БЕЛАЗ» в данной ситуации не имеет конкурентов, ведь самый большой российский грузовик модели «КамАЗ» способен перевезти в 30 раз меньше! Если бы скорость у «БЕЛАЗа» была раз в десять больше, то он вытеснил и американский Boeing 747, перевозя в 3(!) больше пассажиров по всему миру. Но это больше из жанра шутки, в которой всегда есть место... шутке. Потому что все остальное про «БЕЛАЗ» является исключительной правдой. Как и то, что машина способна несколько дней беспрерывно трудиться на линии. Люди устают быстрее и вынуждены посменно менять друг друга за рулем самого большого «БЕЛАЗа».
Как собирают карьерный самосвал в Беларуси?
Это интересует многих, из-за чего сейчас наметилось новое направление туризма – промышленный, когда десятки экскурсий ежемесячно посещают жодинский автомобильный завод, на котором и родилось семейство «БЕЛАЗов».
Рекорды истории
В 2022 году крупнейший в стране машиностроительный холдинг отметил свое 75-летие. История его возникновения и развития также достойна присуждения нескольких рекордов.
- В основании предприятия нет каких-либо производственных мощностей, все создавалось буквально на пустом месте. Также оно стало самым большим заводом торфяного машиностроения в Восточной Европе, войдя в десятку таких же гигантов, насчитывающихся в мире. Причем именно здесь на данный момент действует самая крупная литейная мастерская в Европе.
- Свое узнаваемое в мире обличие «БЕЛАЗ» получил в 1960 году, когда с конвейерной линии сошел рекордно грузоподъемный «МАЗ-530», способный перевозить до 40 тонн.
- В 2013 году из ворот сборочного ангара вышла новая разработка белорусских конструкторов – «БЕЛАЗ-75710». И с того же дня специалисты приступили до создания еще большего гиганта, более грузоподъемного.
Рекорды сборки
- Большинство комплектующих для своего самосвала жодинские машиностроители изготавливают самостоятельно.
- Несмотря на конвейерность производства сборка ведется нелинейно, а по образу строительства кораблей. В одном месте создается каркас карьерного гиганта, после чего на него монтируется остальной обвес.
- К точности деталей на предприятии предъявляются поистине космические требования, в силу чего в изготовлении комплектующих используются пятикоординатные станки с ЧПУ.
- В контроле качества используются даже драгоценные камни, пусть и искусственно выращенные. С помощью большого рубина, зафиксированного на верхушке щупа снимается электронный чертеж готового изделия и сверяется с с созданными на бумаге инженерными расчетами. Для получения сертификата соответствия возможны лишь небольшие допуски, не превышают единицы микрометров.
- Каждая деталь подвергается жестким испытаниям – на растяжение, сжатие, износостойкость, прочность и т. п. Согласно статистике, такой «прессинг» проходит только каждая сотая запчасть.
Для изготовления кузова отбирается легированная сталь максимальной прочности, которая поддается разделке лишь плазменным резаком. На большом прессе, сила которого превышает 1 килотонну нарезанные листы выгибаются в нужную форму, из которых свариваются несколько элементов кузова, который заказчик карьерного самосвала уже собирает самостоятельно. Иначе не найти платформу для доставки «БЕЛАЗ».
С чем можно сравниться белорусский грузовой гигант?
- По высоте он становится вровень с двухэтажным коттеджем, то есть водителю, чтобы попасть в кабину, придется подняться по лестницам на 8 с лишним метров. А каждое колесо ростом с двух высоких баскетболистов, если один из них залезет на плечи товарищу. Его покрышка (также рекорд мира по габаритам) своей массой легко собьет с ног взрослого слона. А резины на нее уходит столько, что шинный завод мог бы выпустить легковую партию в 600 единиц.
- По длине огромная техника сможет использовать в качестве стоянки весь теннисный корт (около 21 метра). А по ширине (почти 10 метров) заменить вполне просторную яхту.
- В моторном отсеке большой вместимости смонтированы 2 электродвигателя, мощности каждого из которых хватило бы, чтобы сам грузовик превратить в электростанцию в 1,4 мВт. То есть заменить самые мощные ветряные электростанции в Европе, цена каждой из которых составляет полтора миллиона евро.
Такая электромощность нужна для запуска 16-цилиндрового дизельного двигателя в 4600 л. с., который и обеспечивает достоинства автомобиля признанного в мире настоящим шедевром:
- Исключительная производительность, обеспеченная внедрением в сборочный процесс высокоэффективных технологий, включая мощную силовую установку, электромеханическую трансмиссию, электродинамическую тормозную систему, пневмогидравлическую подвеску, систему опрокидывания платформы и иные наработки.
- Хорошая маневренность с радиусом разворота 19,8 м в сочетании с плавностью передвижения даже по сложным грунтам. Благодаря чему сохраняется высокий моторесурс техники в целом и ее отдельных элементов – от рамы-платформы до механизмов подъема кузова.
Цена гиганта
На самом деле стоимость одной единицы столь грузоподъемной машины остается коммерческой тайной и является индивидуальной договоренностью с каждым заказчиком. Производитель «БЕЛАЗ» раскрывает лишь цену технического обслуживания подобного грузовика, которая обойдется примерно в 100 тысяч долларов США. Для сравнения этого хватит, чтобы тратиться на ежегодное ТО Maserati Quattroporte в течение 30 лет.
Это неудивительно, ведь машине приходится работать в очень непростых условиях. Кузов ежедневно принимает в себя сотни тонн породы, крупными кусками, с острыми краями. В результате через несколько лет истирание может довести до образования дыр в бортах.
А каждая поломка в двигательном отсеке не только поставит «корабля песчаных карьеров» на прикол, но и потребует серьезных капиталовложений на приобретение запчастей. Из-за чего параметры – от температуры мотора до уровня масла – каждой единицы отслеживаются чуть ли не в онлайн режиме.
Также при проведении ТО производится очистка фильтрующих компонентов, через которые ежеминутно проходит сотни кубов воздуха.
На первый взгляд цена такого обслуживания кажется непомерно высокой. Но все познается в сравнении. Так и в этом случае: с учетом того, что компании более 80 стран мира уже приобрели эти гиганты, а прочие оставили заявки на поставку спецавтомобилей, такие расходы вполне оправданы и окупаемы. Ведь предприятие не останавливает сборочное производство и ежегодно продолжает выпускать более тысячи штук.
Удивимся техническим характеристикам
- Грузоподъемность 450 тонн породы. Этого хватит, чтобы сделать подсыпку плодородным грунтом загородного участка площадью более гектара.
- Время переворота загруженной платформы занимает не более 0,5 минуты. К примеру, столько времени потребуется на проведение одной транзакции по банковской карточке. Получается, что заплатив за булку хлеба можно получить продукт в половину килотонны весом. А время на опускание требуется еще меньше, хотя человек под таким грузом вообще нежизнеспособен.
- Вес грузовика достигает 360 тонн. При такой массе он должен проваливаться, даже не трогаясь с места. Но благодаря восьмиколесной базе машина не только способна передвигаться, но даже преодолевать довольно затяжной уклон дороги под углом 12 градусов. Если на коротком расстоянии, то возьмет планку и в 18 градусов. Да еще и разогнаться до скорости передвижения в 64 км в час.
- Расход топлива зависит от эксплуатационных условий. Но в сравнении с зарубежными аналогами белорусский вариант потребляет ощутимо меньше. В перерасчете на перевезенный за год объем топливная экономия составляет свыше 110 тысяч долларов США. К этом следует добавить и экономично оправданную стоимость перевозки 1 условной тонны, которая при использовании продукции жодинских машиностроителей снижается на 14,3%.
- Полный привод с крутящим моментом на 1 500 оборотах в минуту достигает 9 313 Н*м обеспечивает абсолютную управляемость даже под максимальной нагрузкой. Если грузовик полностью освободить от обвеса, оставив только кабину и мотор, то он смог бы участвовать в заездах болидов. С хорошей перспективой напоить своего пилота шампанским.
- Благодаря объемному топливному баку (2х2800 литров) автомобиль способен проехать на одной заправке более 450 км. То есть доставить крупную посылку из Гродно в Могилев.
Правда заливать смазочные жидкости в него канистрами очень долго и трудоемко. Ведь грузовику понадобится:
- 1380 литров охлаждающей жидкости;
- 450 л моторного масла;
- 2800 л трансмиссионного масла;
- по 150 литров смазки на каждый редуктор (4) мотор-колес;
- 127, 6 л в передние цилиндры и столько же в задние цилиндры подвески.

Несколько удивительных фактов про БЕЛАЗ-75710
- В базовой комплектации автомобиль поставляется более насыщенным, чем современные предложения от автосалонов. Потребитель получает машину, готовую к эксплуатации. Имеются:
- предпусковой подогреватель двигательной установки;
- устройство, сигнализирующее о приближения к линиям высоковольтного напряжения;
- системы ускоренной топливной заправки и заливки других технических жидкостей;
- отопительно-кондиционерный блок;
- системы пожаротушения, автоуправления, контроля загрузки, уровня топлива, давления в шинах, активного видеоконтроля и прочих с выводом информации на цифровую панель.
- Неофициальное мировое прозвище техники – BELAZ 500 tons. Это метко обозначение подтвержденных на практике возможностей гиганта
- По спросу и популярности белорусская модель уверенно занимает 2-е место в мировом рейтинге покупателей. Уступает лишь продукции словенских машиностроителей. Больше всего единиц техники купили в Восточную Европу и Среднюю Азию.
- Сегодня белорусский производитель проводит исследования по выпуску беспилотных автомобилей, в т. ч. и для работы в карьерах. Данные работы уже близки к завершению: в 2020 году состоялись первые практические испытания.